вторник, 6 ноября 2012 г.

Итоги саммита большой двадцатки G20 в Мексике


В Мексике прошел саммит G20, участниками которого стали Минфины и ЦБ большой двадцатки. Ничего принято не было, так как ведущие страны проигнорировали данное событие, в частности, США, Франция, Бразилия, КНР. Так что следующая встреча в России. А обсудить, то есть что, проблем в экономической кооперации накопилось много и все они требуют радикальных решений. В Москве все так остро и принципиально будет стоять вопрос  оптимизации бюджетных расходов и долгов, иначе кредитный рейтинг будет продолжать падать, а значит, инвестиции будут все меньше и меньше. Позиция МВФ выглядит весьма сомнительной в плане увеличения бюджета для борьбы с кризисом еврозоны.



По мнению РФ, основная причина кризиса кроется в том, что меры экономической политики в крупнейших развитых странах не способствуют повышению уровня доверия на финансовых рынках.
Ключевые риски также просчитаны — это развал еврозоны и чрезмерное «фискальное сжатие» в США. Эти риски дополняются продолжающимся снижением активности частного сектора, проведением фискальной консолидации в развитых странах и цикличным (и не только) падением роста развивающихся экономик.

Происходит замещение рыночного кредитования финансированием со стороны центральных банков при сохранении или даже увеличении бюджетных дефицитов без четких планов по их сокращению в среднесрочной перспективе
После каждого очередного раунда принятия решений, направленных на борьбу с кризисом, но не устраняющих его «коренных» причин, наступает краткосрочное «затишье». Однако затем ситуация на рынках снова накаляется. Эти качели, как отмечается в тезисах Минфина, «надо каким-то образом остановить».
Известен (и опробован Россией на себе) и столп экономической стабильности — бюджетная дисциплина — лучшее средство от кризиса — по сравнению с «пожарными» мерами по достижению высоких темпов роста в краткосрочной перспективе, пишут авторы тезисов.
Россия в период своего председательства будет упирать на то, что всем странам «двадцатки» следует обеспечить должный уровень бюджетной дисциплины. Бюджетные кризисы в разных странах случались и раньше, но никогда не достигали действительно планетарного масштаба. Ситуация может быть исправлена только одним образом, считают в российском Минфине, — «переходом от спорадического бюджетного процесса к политике бюджетных правил».
В частности, «одним из ощутимых результатов российского председательства могло бы стать принятие Санкт-Петербургского плана действий, который бы включил в себя обязательства членов “двадцатки” по достижению определенных показателей по уровню госдолга к ВВП к 2016 году и сокращению бюджетных дефицитов», отмечают в Минфине РФ.
Новые риски
«Двадцатка» не могла обойти стороной проблему «бюджетного обрыва» в США. Хотя этот вопрос детально не обсуждался, он нашел свое отражение в коммюнике по итогам встреч финансовой G20.
«Коллеги из США говорили о фискальном разрыве, о том, что в случае, если не будут приняты необходимые решения, то существенно могут замедлиться темпы роста экономики. Называлась даже цифра — на 5% снижение экономического роста. Но все рассчитывают на разрешение ситуации».
В коммюнике G20 отмечается, что США тщательно выверят шаги по ужесточению фискальной политики, избегая при этом резкого роста бюджетных расходов в 2013 году. По мнению G20, дальнейший прогресс в налогово-бюджетной консолидации необходим и Японии.
Что касается вопросов госдолга, сказал Силуанов, то «двадцатке» предстоит усовершенствовать рекомендации, представленные еще 10 лет назад Всемирным банком и МВФ. Критиковать страны с большим уровнем государственного долга «двадцатка» не будет.
К следующей встрече на высшем уровне страны с развитой экономикой должны договориться и определить ориентиры уровня госдолга к ВВП, которые могут быть введены к 2016 году.
Развивающиеся страны, как подчеркивается в коммюнике, напротив, должны искать пути для поддержки восстановления глобальной экономики. По словам министра финансов РФ, «двадцатка» обсудила возможность проведения странами с профицитными балансами по текущему счету и бюджету более мягкой фискальной политики, с увеличением расходов и стимулированием спроса.
Россия и Китай не поддержали такую идею. Россия, в частности, заявила о неприемлемости дальнейшего увеличения расходов федерального бюджета. «Мы, наоборот, приняли бюджетное правило, ограничивающее наши расходы, поскольку, увеличивая наши расходы, мы тем самым не решаем вопросы сокращения нашей зависимости от нефти и газа. Россия здесь не может участвовать в тех предложениях, которые были высказаны».
Китай не поддерживает такой подход, так как у него сокращается профицит текущего счета и профицит бюджета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий