В Мексике прошел саммит G20, участниками
которого стали Минфины и ЦБ большой двадцатки. Ничего принято не было, так как
ведущие страны проигнорировали данное событие, в частности, США, Франция,
Бразилия, КНР. Так что следующая встреча в России. А обсудить, то есть что,
проблем в экономической кооперации накопилось много и все они требуют
радикальных решений. В Москве все так остро и принципиально будет стоять
вопрос оптимизации бюджетных расходов и
долгов, иначе кредитный рейтинг будет продолжать падать, а значит, инвестиции
будут все меньше и меньше. Позиция МВФ выглядит весьма сомнительной в плане
увеличения бюджета для борьбы с кризисом еврозоны.
По мнению РФ, основная причина кризиса
кроется в том, что меры экономической политики в крупнейших развитых
странах не способствуют повышению уровня доверия на финансовых рынках.
Ключевые риски также
просчитаны — это развал еврозоны и чрезмерное «фискальное сжатие»
в США. Эти риски дополняются продолжающимся снижением активности частного
сектора, проведением фискальной консолидации в развитых странах
и цикличным (и не только) падением роста развивающихся экономик.
Происходит замещение рыночного
кредитования финансированием со стороны центральных банков
при сохранении или даже увеличении бюджетных дефицитов без четких
планов по их сокращению в среднесрочной перспективе
После каждого очередного раунда
принятия решений, направленных на борьбу с кризисом, но не
устраняющих его «коренных» причин, наступает краткосрочное «затишье». Однако
затем ситуация на рынках снова накаляется. Эти качели, как отмечается
в тезисах Минфина, «надо каким-то образом остановить».
Известен (и опробован Россией
на себе) и столп экономической стабильности — бюджетная
дисциплина — лучшее средство от кризиса — по сравнению с
«пожарными» мерами по достижению высоких темпов роста в краткосрочной
перспективе, пишут авторы тезисов.
Россия в период своего
председательства будет упирать на то, что всем странам «двадцатки» следует
обеспечить должный уровень бюджетной дисциплины. Бюджетные кризисы
в разных странах случались и раньше, но никогда
не достигали действительно планетарного масштаба. Ситуация может быть
исправлена только одним образом, считают в российском Минфине, —
«переходом от спорадического бюджетного процесса к политике бюджетных
правил».
В частности, «одним
из ощутимых результатов российского председательства могло бы стать
принятие Санкт-Петербургского плана действий, который бы включил в себя
обязательства членов “двадцатки” по достижению определенных показателей по уровню
госдолга к ВВП к 2016 году и сокращению бюджетных дефицитов»,
отмечают в Минфине РФ.
Новые риски
«Двадцатка» не могла обойти
стороной проблему «бюджетного обрыва» в США. Хотя этот вопрос детально
не обсуждался, он нашел свое отражение в коммюнике по итогам
встреч финансовой G20.
«Коллеги из США говорили
о фискальном разрыве, о том, что в случае, если не будут
приняты необходимые решения, то существенно могут замедлиться темпы роста
экономики. Называлась даже цифра — на 5% снижение экономического
роста. Но все рассчитывают на разрешение ситуации».
В коммюнике G20 отмечается, что
США тщательно выверят шаги по ужесточению фискальной политики, избегая
при этом резкого роста бюджетных расходов в 2013 году. По мнению G20,
дальнейший прогресс в налогово-бюджетной консолидации необходим
и Японии.
Что касается вопросов госдолга,
сказал Силуанов, то «двадцатке» предстоит усовершенствовать рекомендации,
представленные еще 10 лет назад Всемирным банком и МВФ. Критиковать страны
с большим уровнем государственного долга «двадцатка» не будет.
К следующей встрече
на высшем уровне страны с развитой экономикой должны договориться
и определить ориентиры уровня госдолга к ВВП, которые могут быть
введены к 2016 году.
Развивающиеся страны,
как подчеркивается в коммюнике, напротив, должны искать пути
для поддержки восстановления глобальной экономики. По словам министра
финансов РФ, «двадцатка» обсудила возможность проведения странами
с профицитными балансами по текущему счету и бюджету более
мягкой фискальной политики, с увеличением расходов и стимулированием
спроса.
Россия и Китай
не поддержали такую идею. Россия, в частности, заявила
о неприемлемости дальнейшего увеличения расходов федерального бюджета.
«Мы, наоборот, приняли бюджетное правило, ограничивающее наши расходы,
поскольку, увеличивая наши расходы, мы тем самым не решаем вопросы
сокращения нашей зависимости от нефти и газа. Россия здесь
не может участвовать в тех предложениях, которые были высказаны».
Китай не поддерживает такой
подход, так как у него сокращается профицит текущего счета и профицит
бюджета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий